Филумения – до и после исчезновения «л»

 

1756 спичечных этикеток подарила городскому музею березовчанка Людмила Казакова.

В 20 веке коллекционированием спичечных этикеток увлекались и взрослые, и дети. По крайней мере, многие, даже не ставшие впоследствии коллекционерами, предпринимали хотя бы одну попытку снять этикетку с коробка, намочив ее водой. Эту процедуру в семье Казаковых проделали не одну сотню раз.

Собирать коллекцию начал папа Людмилы Казаковой – Павел Казаков. Павел Петрович работал учителем математики, а также директором школы на станции Акчурла (г. Киселевск). Коллекционировать этикетки он начал в 1950-е годы, а затем дочь продолжила начатое им дело. Решив подарить коллекцию городскому музею, Людмила Павловна и сама не знала, сколько в ней экземпляров. Музейные работники пересчитали все этикетки до одной – 1756 штук. Собраны экземпляры в 1950-1980-х гг. Как вспоминает Людмила Павловна, в детстве она обменивалась этикетками с другими детьми. Главным было заполучить в свою коллекцию такой экземпляр, которого еще нет. Даже гуляя по улице, детвора, увидев у кого-либо из взрослых коробок спичек с интересной наклейкой, подбегали и предлагали полный коробок в обмен на пустой, но с заветной этикеткой.

Буржуазный пережиток.

Уже в середине XΙX века в России люди изготавливали спички кустарным способом. Чуть позже появляется производство фосфорных спичек. Со временем особый интерес вызвали спичечные этикетки. Их стали коллекционировать. Любопытен тот факт, что изначально коллекционирование спичечных этикеток у нас в стране называлось филлумения – с двумя «л», но из-за ошибки в одном из постановлений ЦК КПСС, одна «л» исчезла. Кстати, после революции 1917 года «филлумения» была признана буржуазным пережитком и запрещена. Только в 30-е годы коллекционировать спичечные этикетки раз- решили. Филумения относилась к одному из шести разрешенных в СССР видов коллекционирования. А картинки-наклейки на спичечных коробках сначала именовались просто спичечными этикетами. И только в 1932 году было установлено современное официальное название – «этикетка спичечная». Пик увлечения филуменией пришелся на конец 50-х. В 1955 году при Министерстве бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР образовался художественный совет, который занимался рассмотрением и рекомендациями к производству изделий из бумаги и картона. В состав совета входили ведущие специалисты, директора спичечных производств, главные художники. Реклама в миниатюре Содержание иллюстраций на спичечных коробках несло определенную смысловую нагрузку. Можно сказать, они выполняли даже своего рода образовательную функцию. На коробках со спичками можно было познако- миться с различными видами грибов, ягод, цветов, животных и птиц. Этот предмет быта помогал совершенствовать свои географические познания, потому как выпускалось достаточно много спичечных коробков с изображением городов СССР и их достопримечательностей. Даже знакомиться с историей спички можно было по серии «Родословная спички», выпускаемой фабрикой «Ревпуть». На спичечных этикетках 1960-х годов звучала тема космоса, космонавтов и космических кораблей. Конечно же, спичечные производители не могли не затронуть тему Великой Отечественной войны: на этикетках печатались города- герои, герои Великой Оте- чественной войны. Выпускалось еще множество серий: «Русские математики», «Русские и советские педагоги», «Русские архитекторы», «Русские скульпторы», «Советская культура», «В мире мудрых мыслей», «Слава Советской Армии», «Ленинские места», «Отечественные суда и корабли», «История отечественной авиации». Очень широко представлена спортивная тема. Спичечный коробок был местом для размещения и рекламной информации. Например, белорусские спичечные фабрики рекламировали так: «Покупайте домашнюю обувь белорусских предприятий» или «Мебель, выпускаемая белорусской промышленностью», а вот еще: «Вызывайте такси в г. Минске». Рекламировать различные товары и услуги на спичечных этикетках начали еще в конце XΙX века. Тогда поля этикета использовали в рекламных целях, расхваливая совершенно иной товар другой фирмы, например, кофе. На этикетах появляются фирменные знаки – предшественники современных товарных знаков. Каждая фабрика стремилась разработать и разместить на этикете свой знак. Кроме этого, обязательным атрибутом этикета стали рисунки наградных медалей, завоеванных на всевозможных выставках и ярмарках.

Коллекция Казаковых. Людмила Казакова – постоянный даритель музея. Благодаря ей в музейном фонде появилась кукла 1948 года, литература 30-50-х гг. XX века, плакаты «Окна ТАСС» 1942 года, до- кументы ее отца 1930-х гг. и многое другое. За долгие годы семьей Казаковых собраны этикетки спичечных коробков различных фабрик. Чаще они создавались на основе бывших фабрик купцов, начавших производство спичек еще до революции. В газете «Правда» за 1977 год в № 44 вышла небольшая заметка «Самые разные спички», в которой говорится: «В настоящее время в стране действуют более 20 спичечных предприятий. Два крупнейших из них – калужское производственное объединение «Гигант» и Балабановская экспериментальная фабрика. На каждого жителя у нас ежегодно выпускается в среднем по три с лишним тысячи спичек». В собрании Казаковой есть спичечные этикетки и томской фабрики «Сибирь», «Пролетарское Знамя» (г. Чудово, Новгородской области), Бийского фанерно-спичечного комбината, спичечной фабрики «РЕВПУТЬ», фабрики «Маяк», «Красная звезда», «1 Мая», «Победа», «Туринская», «Искра» и многих других. Собраны целые серии этикеток. Например, серия, посвященная X зимней Олимпиаде в Гренобле в 1968 году, состоящая из трех этикеток, собрана полностью. Сегодня филумения, несмотря на то что производство спичек значительно сократилось, остается распространенным увлечением. Существуют клубы филуменистов, в Интернете можно найти множество сайтов, посвященных этому виду коллекционирования. И не исключено, что коллекцию спичечных этикеток городского музея ждет еще не одно пополнение.

Юлия Гончарова, научный сотрудник Городского музея имени В. Н. Плотникова.